Основные положения теории гальперина о поэтапном формировании

Теория, сформулированная и исследованная Петром Яковлевичем Гальпериным [1902 - 1988] в середине XX века. Основана на том, что организация внешней деятельности школьников, способствующая переходу внешних действий в умственные, является основой рационального управления процессом усвоения знаний, навыков, умений.

Согласно этой теории, формирование умственных действий проходит по следующим этапам:

Первый - создание мотивации обучаемого;

Второй - составление схемы т.н. ориентировочной основы действия;

Третий - выполнение реальных действий;

Четвертый - проговаривание вслух описаний того реального действия, которое совершается, в результате чего отпадает необходимость использования ориентировочной основы действий;

Пятый - Действие сопровождается проговариванием «про себя»;

Шестой - Полный отказ от речевого сопровождения действия, формирование умственного действия в свернутом виде – см. интериоризация.

На каждом этапе действие выполняется сначала развернуто, а затем постепенно сокращается, «свертывается».

ПРИМЕР. «Например, нужно кого-то обучить не делать определенные грамматические ошибки. На карточки выписываются те грамматические правила, на которые делаются ошибки. Они организуются на карточке в той последовательности, в которой их следует применять к написанной фразе. Сначала требуется, чтобы обучаемый вслух читал первое правило и применял его к фразе, затем вслух читается второе правило и так далее до конца карточки. На втором этапе, когда правила выучены наизусть, можно отложить карточку, но все еще следует произносить правила вслух. На следующем этапе предполагается произнесение правил про себя при их применении. Наконец, на заключительном этапе человек способен применить правила, не произнося их ни вслух, ни про себя и даже не осознавая, — в свернутом и погруженном виде».

Грановская Р.М., Элементы практической психологии, СПб, «Свет», 1997 г., с. 77-78.

Практическое значение теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина заключается в том, что в процессе обучения формирование новых действий происходит легче, без заучивания нового материала (так как он усваивается в процессе путем непроизвольного запоминания), без использования метода проб и ошибок.


Источник: http://msk.treko.ru/show_dict_657

Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я Как правильно вязать веники из дуба

Основные положения теории гальперина о поэтапном формировании Теория планомерно-поэтапного формирования. - Википедия
Основные положения теории гальперина о поэтапном формировании Теория поэтапного формирования умственных действий
Основные положения теории гальперина о поэтапном формировании Теория поэтапного формирования умственных. - Studme. org
Основные положения теории гальперина о поэтапном формировании Теория планомерно-поэтапного формирования. - ws
Основные положения теории гальперина о поэтапном формировании 30 блестящих идей, сделанных из старых компакт-дисков - Fishki
Основные положения теории гальперина о поэтапном формировании Антенна для Yota - Как остановить счетчик электроэнергии
Выкройка платья с цельнокроеным рукавом (Шитье и крой) Демченко А.В. Вторая попытка Как вышивать икону Спиридон Тримифунтский Как нарисовать стикер: советы Как связать одежду своей кошке - Чисто КОТ - Мебель и одежда для животных Конкурс детского рисунка Разноцветные капли ВКонтакте Кофты, свитера Вязание крючком, схемы вязания Магазин мастера Юлия Имукина (milaneeda) milaneeda на Машинная вышивка Урок Видео! - t-Видео сёрфинг

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ