История вышивки источник

1 «Русская народная вышивка» Творческий проект Традиционная народная вышивка это источник познания истории и культуры народа и их эволюции во времени. Озерное

2 ПАСПОРТ ПРОЕКТА Наименование проекта: «Русская народная вышивка» Основные разработчики проекта: учащиеся 8 класса, Осинцева Кристина. Руководители проекта: Мовсисян Н.В. Цели проекта: Воспитание художественной культуры, развитие интереса к народному творчеству, его традициям и наследию Развитие познавательного интереса, технического мышления, творческих способностей и технологических знаний в процессе изучения и создания изделий с использованием элементов русской народной вышивки Задачи проекта: Привить любовь к традиционной русской народной вышивке; Развивать художественно-творческие способности на примере изготовляемого изделия; Формирование целостного восприятия народного искусства как части культуры народа; Этапы реализации проекта 1. Изучение истории традиционной русской вышивки 2. Изучение значения цвета в вышивке 3. Изучение символики в рисунках для вышивки 4. Практическое выполнение изделий 5. Заключение

3 АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Народное искусство - наше материальное и духовное богатство. Уникальное и многообразное по своим видам, оно составляет значительную часть отечественной культуры. Своеобразной формой народного искусства являются народные художественные промыслы. Среди множества форм художественных народных промыслов - вышивка является самым доступным и любимым. Возможность путем приложения своего труда преобразить белую ткань холста в красиво украшенную вещь всегда влекла русских женщин к вышивке, а их природные художественные данные способствовали необычайному развитию в народе этого вида искусства. Произведения народных мастериц несут в себе историческую память народа, хранят его представления о мире, человеке, красоте и добре. Произведения прикладного искусства, оформленные художественной вышивкой, постепенно вновь стали проникать в городской быт, одежду горожан. В настоящее время проявляется большой интерес к нарядным, красочным, изящным вышитым вещам. Многие известные отечественные и зарубежные модельеры используют выразительные средства художественной вышивки при разработке коллекций женской и детской одежды. Художественная вышивка становится средством особой выразительности в современной одежде, декоре различных интерьеров.

4 История традиционной русской вышивки. История вышивки насчитывает не вышивки одно тысячелетие. Возникнув в глубокой древности, это искусство развивалось во многих направлениях в зависимости от традиций конкретного народа и его истории. Подтверждением этому является множество находок археологов в Египте, странах Европы, в России и т.д. Вышивка, а одежде на одежде применялась в качестве магического амулета, несла смысловую нагрузку. По узору можно было узнать, откуда человек родом, каков его социальный статус. В настоящее время вышивка украшает не только предметы интерьера и одежду она стала модным направлением. Сегодня мы воспринимаем ее как непостижимый, бесконечный мир творчества, самопознания и самовыражения человека. Наиболее древние вышитые работы, дошедшие до наших дней, относятся к 6-5 в до н.э. Они были выполнены в Древнем Китае на шелковых тканях шелком-сырцом, серебряными и золотыми нитями, волосом. Вышивкой украшали не только одежду, но и ковры, и декоративные панно с изображением животных, птиц и деревьев. Тончайшие работы китайских мастеров оказали значительное влияние на искусство вышивки Японии. Разнообразные вышивки Древнего Ирана и Индии характеризовались множеством растительных мотивов, изображением жанровых сцен и животных. Красочные вышивки Византии, отличавшиеся роскошью шелкового и золотого шитья, оказали значительное влияние на развитие искусства вышивки многих стран Западной Европы в период Средневековья. В16-17 вв. во Франции, Италии и других странах Европы Были популярны вышитые портреты, панно с изображением людей и

5 животных на фоне пейзажей с замками, мифологические сюжеты, сцены охоты. Постепенно искусство вышивания распространилось повсеместно. С 19 в.. Оно входит в жизнь всех слоев населения, становится одним из основных занятий девушек-крестьянок. Вышивкой украшали предметы быта скатерти, полотенца, одежду, головные уборы и другие изделия. Так, крестьянские девочки к годам должны были приготовить себе приданое к свадьбе (куда входило большое количество рубах, передников, сарафанов, полотенец, подзоров и столешников) и украсить их яркой, многоцветной или белоснежной вышивкой. Женские рубахи готовились на все случаи жизни: на свадьбу, на малые и большие праздники, на похороны и т. д. Соответственно своему назначению каждая рубаха имела особый характер декоративного украшения. Не менее красочными и разнообразными были полотенца, которые не только применялись в быту, но были также традиционным русским подарком: на свадьбе - жениху, всей его родне, свахе, дружкам и почетным гостям, на крестинах - крестному, попу, дьякону и т. д. Во столовой новой горенке, На дубовой новой лавочке. Тут сидела красна девица. Во левой руке держала пяличко, Во правой руке иголочку.

6 Она шила, красна девица, И по плису и по бархату. Она шила, красна девица, И по белому да коленкорчику, По атласной алой ленточке. Шила девица приданое, Что приданое немалое Изучение pyсских вышивок начал великий в своей многогранности исследователь - В. В. Стасов. Он писал: "Здесь (в вышивке) в огромном количестве пpимеpов можно видеть изображение древнего славянского богослужения (в особенности поклонения деревьям) и праздников pyсальных" Яркое открытие в области семантики вышивки было сделано В. А. Гоpодцовым в 1921 г. на основе выставки pyсского крестьянского искусства в Историческом музее в Москве. В. А. Городцов увидел в вышивках и Великую Мать всего сущего, и солярный культ, и изображения "пpибогов" - всадников, сопyтствyющих Великой Богине. Быть может, не со всеми выводами исследователя можно согласиться сейчас, но его стремление pаскpыть миpосозеpцание древних язычников на основе вышивок XIX - XX вв. оказалось весьма плодотворным и нашло много последователей.( Заслуга Гоpодцова состоит не только в том, что он среди обилия декоративных деталей разглядел древнюю pелигиознyю сущность главных сюжетов вышивки, но и в том, что как археолог он дал довольно глyбокyю абсолютную датиpовкy этих сюжетов. Не будем

7 следовать его гипотезе о генетической связи славян и даков, но привлеченные им дакийские свинцовые таблички, содержащие в качестве основного центрального сюжета ту самую тpехчастнyю композицию (женщина между двумя всадниками), которая является главной и в pyсской вышивке, убедительно доказывают, что за две тысячи лет до pyсских вышивальщиц эта композиция была уже известна соседям древних пpаславян. К настоящему времени в музеях нашей стpаны собpаны значительные коллекции стаpых вышивок с языческими сюжетами, и немалая доля их опyбликована в pазличных альбомах и статьях. Однако изyчение семантики сюжетов вышивок пpодвинyлось недостаточно. Hекотоpые сюжеты

8 остались неpазpаботанными вовсе, дpyгие полyчили неyдовлетвоpительное истолкование. Hо самым основным недочетом совpеменного состояния pазpаботки искyсства вышивальщиц является отсyтствие общего взгляда, непознанность той сложной системы пpедставлений, котоpая отpазилась в вышивке. Обычно анализиpовались отдельные сюжеты: кyльт птиц, элементы соляpного кyльта, pастительный оpнамент, ваpианты тpехчастной композиции, "ладьевидные" фигypы с головами коней или птиц и т. п. Сyмма отдельных элементов, конечно, давала известное пpедставление о дpевнем славянском язычестве, но, повтоpяю, система взглядов от механического сyммиpования элементов не пpоявлялась. Кpоме того, как пpавило, анализ вышивок пpоизводился без соотнесения их с системой языческих воззpений, известных нам по письменным источникам и по фольклоpным данным. Из набоpа имен и наименований, восходящих к этим источникам, пpоизвольно выхватывалось какое-либо (это я отношy и к своим pанним pаботам 1940-х годов) и вставлялось в тy или инyю вышитyю композицию. Так, центpальная женская фигypа пpесловyтой тpехчастной композиции именовалась то Великой Богиней, то Рожаницей, то Беpегиней, то Мать-сыpой-землей, то Макошью.

9 2. Символическое значение цвета в орнаменте вышивки. Наряду с узорами-символами в процессе вышивки имело значение и цветовая гамма. Цвет в одежде был символом, через который человек выражал свои чувства и мысли. Белгородскими мастерицами в

10 вышивке использовались следующие основные цвета ниток: красный, черный, зеленый, алый и синий. [2,9,11] 1.Красный символизировал солнце, огонь, кровь и обозначал тепло, любовь, красоту, победу. На женской и мужской одежде он означал вечный союз с черной землей. 2.Черный цвет излюбленный в нашем регионе. Под ним подразумевался вечный покой, чернозем, плодородная земля, которую ласково величали «матушкой-кормилицей». 3.Зеленый цвет олицетворял растительный мир окружающей природы, изобилие, надежду, спокойствие, радость и свободу. 4.Желтый цвет означал кратковременную разлуку. 5.Алый цвет грусть неразделенной любви. 6.Красно-оранжевый всегда назывался в народе цветом солнечного тепла, а яркий малиновый восход и закат солнца. 7.Белый, духовное начало, чистота, (в полотенцах - белое поле полотенца сравнивается с землей, дорогой), Так в прошлые времена русский народ, создавал свои традиции и обычаи, свой национальный костюм, на который мы смотрим сегодня, не переставая удивляться своей красочностью и поэтичностью.

11 3.Природные объекты и явления их отражение в орнаменте русской вышивки. Анализируя материальные источники содержащие вышивку, чаще всего встречаем следующие виды орнаментов

12 1.геометрический орнамент символические изображения солнца, неба, земли, воды 2. растительный орнамент, изображения цветов, листьев, некоторых плодов, например рябины, винограда 3.Зооморфный орнамент, изображающий животных, птиц,рыб Самым почитаемым природным объектом было Солнце. "Не земля родит, а небо", - говорит русская пословица. Солнце, почиталось как источник жизни, обладающей великой

13 очистительной и охранительной силой. К нему обращались с молитвами о плодородии и благоденствии. Изображалось оно окружностью, цветком. Но, так как вышивали в основном по счету нитей, оно изменило форму на косой крест с загнутыми концами солярный знак и означало солнцеворот (смену дня и ночи, времен года). Этот символ присутствовал почти на всех вышивках, полотенцах, рубахах, головных уборах. Солярные знаки мы видим на многих предметах материальной культуры. Геометрический ромб главная, наиболее устойчивая фигура в орнаменте, знак лучезарного солнца, который у наших предковславян имел форму круга. Крючки и палочки, выпускаемые по сторонам ромба, условно понимались как лучи солнца. В процессе эволюции ромба в Белгородской области возникли множественные его варианты. Один из них «репей» - гребенчатый ромб с двумя выступами на каждом углу. Именно такой ромб мы видим на

14 изображении.. Свое название он получил из-за внешнего сходства с соцветиями лопуха. Этот знак-оберег превратился во множественный символ: жилище молодой семьи, источник воды, огня, плодородия и жизни. Если он изображался с точками в центре или поделенным на четыре маленьких ромбика с кружками в каждом, то обозначал плодородную почву, засеянное поле, крестьянский надел или усадьбу. Пустой в середине - земля или твердь. Цепочка вертикально расположенных ромбов - «древо» жизни. Ромб с крючками по сторонам являлся символом матери-земли, плодоносящей, женского начала и матерью плодородия вообще. На женской одежде ромб встречается чаще, чем на мужской; но и женщины, и мужчины носили пояса, украшенные ромбовидным орнаментом. На фотографии изображение женской одежды, в

15 частности, рубаха рукава которой богато украшена традиционной символичной вышивкой, которая в данном случае выступает оберегом. Ромб - это знак земледельцев, символ родящих зерно полей, символ счастливого потомства. Ромбы изображали на кухонной утвари, вырезали на фасадах домов. Считалось, что семья, охраняемая ромбами, живѐт в достатке и всегда будет многочисленна. Второй самый значимый природный объект - Земля, в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Обращаясь к ней, они говорили: «Кормилица мать-сыра Земля». Почиталась она в неразрывной связи с водой и растительностью. Изображали ее в виде женской фигуры с птицами в поднятых руках, внутри которой произрастало дерево, а у ног Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие он связывал с образом матери. Женская фигура - это божество, выражавшее представления о земле, которая родит, и о женщине - продолжательнице рода. Называют этот образ по - разному: великая богиня земли, плодородия, мать - сыра земля, Макошь, что означает "мать хорошего урожая".

16 Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Из тела богини нередко прорастают ветви, а вместо головы у нее изображение ромба - древнего знака солнца. Иногда ее фигура напоминает дерево Хранителем домашнего очага считался конь, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное. По древней легенде коню отводилась почетная роль участвовать в передвижении солнца по небу, которое днем мчится в колеснице,

17 запряженной златокудрыми конями, а ночью плывет по синему морю в ладье. Дерево один из древнейших символов, Древо жизни, так представляли предки Вселенную. Они думали, что на небе есть райские сады, и растет там чудо-дерево с волшебными плодами. Древо жизни, дерево, рождающее новую жизнь, было символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием. Другим самым распространенным героем русских вышивок была птица, предстающая то в образе горделивой птицы павы, то в виде изящной утицы, плывущей по волнам. Считалось, что птица приносит добро человеку. Поэтому на концах свадебных полотенец всегда вышивались птицы в знак согласия,

18 любви и мира в доме. Животворящая сила воды, питающей Землю, изображалась в виде водоплавающих птиц, а сами воды в виде зигзагообразных полосок. С приходом весны, с наступлением долгих светлых дней, когда оставалось еще время до полевых работ, русские женщины начинали вышивать узоры с птицами на рубахах и полотенцах. Вышивали они под благотворными лучами вешнего Солнца. А ведь слово «узор» звучит как заря Быть может потому на серебристо-белом полотне, как заря, горит вышитый орнамент?

19 Вторая природная стихия огонь, почитающийся еще с языческих времен как оберег, очистительная сила, так же изображался в образе птицы с блестящими радужными красками оперенья и роскошным хвостом, пышущим жаром Очень красив в исполнении растительный орнамент В данном случае он теряет свой символический смысл, и выступает как декоративный элемент.

20 МИФ: В поэтических представлениях всадник на коне освобождает весну от зимнего плена, отпирает Солнце, открывает путь вешним водам. Только после этого Весна вступает в свои права. Кроме того, вместе с всадником прилетают птицы. В давние времена люди верили, что птицы прогоняют своим звонким пением зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну красную, тепло. Наши предки верили, что загаданное обязательно сбудется, если желание изобразить. Практические работы: Вышивка «Ежик» Эту маленькую картинку сможет вышить даже ребенок. Она хорошо будет смотреться а одежде или а пластиковой канве. Вам потребуется: тканевая или пластиковая канва светло-бежевого цвета, нитки мулине светло-коричневого, коричневого, темнокоричневого, серого и черного цветов, игла для вышивания с тупым концом (для вышивания по ткани-с острым), пяльцы, маленькие ножницы или лезвие для обрезания нитей. Для выполнения этого

21 рисунка на ткани или одежде вам также потребуется специальная канва для наложения на материал. Техника вышивания: простой крест, датский крест, французский узелок. Большие группы крестиков вышивайте датским способом, а одиночные крестики - классическим. Порядок работы: 1. Закрепите канву на пяльцах. Если она достаточно плотная и хорошо накрахмалена, пяльцами можно не пользоваться. Для вышивки на материале наложите канву на ткань и плотно закрепите на пяльцах. 2. Вышивайте эту картинку по канве крестиком в три нити. Для вышивки на ткани возьмите четыре нити. 3. Сначала выполните более крупные участки работы: сперва обозначенные коричневым цветом, затем светло-коричневым, темно-коричневым и серым.в последнюю очередь вышивайте черным. 4. Выполните французский узелок черным цветом в две нити для глаза. 5. Выстирайте работу в слабом мыльном растворе, хорошо высушите и вставьте в рамку по размеру, подобрав паспарту в

22 тон. Если вышивка выполнена на ткани, аккуратно обрежьте концы канвы, выстирайте вещь и прогладьте с изнаночной стороны. Из работы на пластиковой канве получится интересная елочная игрушка или магнит на холодильник. Вышивка «Парусник» Такая вышивка хорошо будет смотреться на брюках или рубашке вашего ребенка. Она также подходит тем кто только учиться вышивать. Вам потребуется: канва белого, светло-бежевого или светлого-лубого цвета, нитки мулине желтого, оранжевого,розового, красного, синего, светло-серого, темно-серого и черного цветов, игла для вышивания с тупым концом (для вышивки на одежде- с острым), пяльцы, маленькие ножницы или лезвие для обрезания нитей Для выполнения этого рисунка на ткани или одежде вам потребуется также специальная канва для наложения на материал. Техника вышивания: простой крест, датский крест, строчной стежок. Большие группы крестиков вышивайте датским способом, а одиночные- классическим.

23 Порядок работы 1.Закрепите канву на пяльцах. Если она достаточно плотная и хорошо накрахмалена, пяльцами можно не пользоваться. Для вышивки на материале наложите канву на ткань и плотно закрепите на пяльцах. 2.Вышивайте эту картину по канве крестиком в три нити. Для вышивки на ткани возьмите четыре или пять нитей (в зависимости от фактуры). 3.Сначала выполните более крупные участки работы. Начните нитью красного цвета, затем-оранжевого, желтого и синего, потом-

24 серого, светло-серого, темно-серого. В последнюю очередь вышивайте розовыми и черными нитками. 4.Вышейте строчным швом в одну нить контур девушки (темносерый цвет) и контур паруса (черный цвет). 5.Выстирайте работу в слабом мыльном растворе,хорошо высушите и вставьте в рамку по размеру, подобрав паспарту в тон. Если вышивка выполнена на ткани, аккуратно обрежте концы канвы выстирайте вещь и прогладьте с изнаночной стороны. Вышивка «Бельчонок» Эта вышивка хорошо будет смотреться на детской одежде. Она также может быть использована для открытки, подойдет для тех кто учится вышивать. Вам потребуется: канва светлых оттенков, нитки мулине белого,бежевого, желтого, оранжевого. Зеленого,коричневого и черного цветов, игла для вышивания с тупым концом (для вышивки на одежде-с острым), пяльцы, маленькие ножницы или лезвие для обрезание нитей. Для выполнения этого рисунка на ткани или одежде вам также потребуется специальная канва для наложения на материал. Техника вышивания: простой крест, датский крест.строчной стежок. Большие группы крестиков вышивайте датским способом, а одиночные классическим.

25 Порядок работы 1.Закрепите канву на пяльцах. Если она достаточно плотная и хорошо накрахмалена, пяльцами можно не пользоваться. Для вышивки на материале наложите канву на ткань и плотно закрепите на пяльцах. 2.Вышивайте эту картину по канве крестиком в три нити. Для вышивки на ткани возьмите четыре или пять нитей (в зависимости от фактуры). 3.Сначала выплните более крупные участки работы: вышейте все крестики оранжевого цвета, затем бежевого, коричневого, черного, белого и в конце желтого. 4.Сделайте строчной шов6 вполните зеленым цветом в две нити стебельки у цветов, кисточки на ушах у бельчонка вышейте нитью в три сложения. 5.Выстирайте работу в слабом мыльном растворе, хорошо высушите и вставьте в рамку по размеру, подобрав паспарту в тон.

26 Если вышивка выполнена на ткани аккуратно обрежте концы канвы, выстирайте вещь и погладьте с изнаночной стороны. Выполнение стежков Существует множество различных видов и техник вышивания. В этом разделе вы узнаете о тех видов швов, которые могут встретиться вам в схемах вышивки крестом. Традиционный крест Традиционный крест выполняйте следующим образом :вы заканчиваете предыдущий крестик и начинаете следующий. Его

27 хорошо использовать в том случае, если вы вышиваете по ткани, не используя канву, - это предотвратит деформацию ткани. Не забывайте, что все крестики должны быть направлены в одну сторону, то есть верхняя нить должна лежать строго либо слева направо, либо справа налево (рис. 1). Датский крест Датский крест выполняется так: сначала вы вышиваете половину крестика и заканчиваете крестики по мере того, как возвращаетесь (рис. 2). Большинство людей используют оба метода. Например, датскийдля большинства стежков и традиционный- для изолированных крестиков. Некоторые рекомендуют вышивать горизонтальные ряд датским крестом, а вертикальные традиционным способом. В таком случае все стежки а обратной стороне работы будут направлены вертикально. Оформление работы

28 После того как работа закончена, необходимо потратить ещѐ несколько часов на еѐ отделку: иногда очень обидно видеть картины, оформленные на скорую руку. Ведь смотрятся они не так красиво и эффектно, как того заслуживают, и вам будет жаль многих часов, проведѐнных над ними. Стирка Первое что нужно сделать,- это слегка постирать работу. Даже если постоянно следить за чистотой рук, ткань может немного засалится и запылится, поэтому стирка необходима. Стирать вышивку лучше в воде комнатной температуры с добавлением мягкого моющего средства, не содержащего отбеливающих веществ. После стирки слегка отожмите работу, заверните в мягкое полотенце и дайте высохнуть. Можно также сушить работы, вешая их на махровое полотенце или раскладывая а ровной, хорошо впитывающей влагу поверхности, чтобы ткань не потеряла формы. Если ткань немного перекосилась, при сушке можно исправить этот дефект, растянув ее в нужную сторону. Теперь вшивку необходимо проутюжить. Для этого на гладильную доску положите мягкую ткань(полотенце), чтобы крестики не растянулись, не потеряли своей формы. Вышивки отпаривают с обратной стороны. Перед тем как вставить вышивку в рамку(вклеить в открытку, натянуть на форму для закладки), убедитесь, что работа полностью высохла. Даже небольшое количество влаги может испортить бумагу или картон, и готовая работа не будет смотреться так хорошо, как могла бы.

29 Растяжка на основу Самый быстрый и простой способ оформления- это приклеить работу к вырезанному по размеру рамки куску плотного картона. Однако клей может повредить ткань, к тому же работу невозможно будет отделить от основы, так что в дальнейшем станет невозможно оформить ее по-другому или выстирать при необходимости. Поэтому все-таки лучше натягивать работу мягким способом. Вырежьте картонную основу необходимого размера, разместите на ней вышивку, загните края на обратную сторону и закрепите их с помощью прозрачного скотча для бумаги(лучше используйте тот, который хорошо удаляется). После этого зашейте отверстие обычными швейными нитками

30 Оформление в рамку: Форма рамки зависит от формы нашей работы: круглая будет лучше смотреться в круглой, прямоугольная в прямоугольной. Цвет багета выбирают тот, который чаще всего встречается в вышивке. Однако с помощью рамки также можно оттенить и самый незаметный цвет. Вышитые картины хорошо смотрятся в рамках без стекла: так лучше видна структура. Однако есть вероятность того, что ваша работа быстро загрязниться. Поэтому вставлять стекло в рамку - дело вкуса. Если вы все-таки решили вставить стекло, оставьте небольшой промежуток между ним и работой, чтобы крестики не расплющились при контакте. Естественным образом такая прокладка образуется, если использовать паспарту. Оно может полностью изменить вид картины, подчеркнув те или иные тона. Одна и та же работа в паспарту разных цветов будет смотреться совершенно по-разному. Овальное паспарту подойдѐт для небольших картин с простым фоном: работа будет выглядеть больше. Двойное паспарту сделает вашу вышивку очень эффектной. Вы можете выбрать два или даже три цвета, присутствующие в картине. Как правило, более насыщенные тона оставляют для верхнего слоя, а более светлыедля внутреннего. Если вышивка имеет необычную форму, подчеркните это, вырезав паспарту по этому же жанру. 5. Заключение.

31 Таким образом, рассмотрев компоненты, составляющие характеристику орнамента вышивки, познакомившись с художественным языком орнамента, его символикой, можно сказать, что он гораздо сложнее, чем, кажется при первом восприятии. Выяснив значение символов в орнаменте русской вышивки, я поняла, что красота и польза никогда не расходились в народном искусстве со смыслом. Вспомним узоры на рубахах, поневах, передниках: женщины с воздетыми руками, не отцветающее Древо Жизни, солнечные ромбы с крестами посредине... Ученые доказали, что все они выражают идею плодородия матери-земли, столь близкую душе земледельца. А верхняя часть костюма была связана с идеей неба. Взять хотя бы названия головных женских уборов, напоминающие о птицах: сороке, курице (по-старому кько-ши), лебеде («кичет лебедь белая») [Таким образом, одетая в свой праздничный многослойный наряд, русская красавица представляла собой образ целой вселенной, как ее тогда люди представляли. Выглядела величаво, представительно; выступала торжественно. Всегда очень важно, что за человеком стоит. Русский крестьянин много бедствовал, часто был неграмотен. Но за ним стояла родная природа, от которой он себя не отделял, великий народ с его историческим и духовным опытом, древнейшая из культур земледельческая. Им русский человек служил, их представителем был. Это и выразилось с такой силой в его костюме, в его

32 стремлении единения с природой. Литература: Зайцев, В. Б. «Вышивка крестом. Новые орнаменты и схемы» Т.И.Еременко «Рукоделие»

33


Источник: http://docplayer.ru/47182043-Russkaya-narodnaya-vyshivka-tvorcheskiy-proekt-tradicionnaya-narodnaya-vyshivka-eto-istochnik-poznaniya-istorii-i-kultury-naroda-i-ih-evolyucii-vo-vremeni.html


Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Традиционная вышивка косинскихи слободских удмуртов как Выкройка паровоза из бумаги

История вышивки источник История вышивки - О проекте - Конструктор школьных сайтов
История вышивки источник Художественная вышивка как источник познания истории и
История вышивки источник История вышивки гладью - Купить Рисуем Иглой
История вышивки источник Общие сведения о вышивке
История вышивки источник История вышивки
История вышивки источник T - интернет-магазин товаров для рукоделия
История вышивки источник Бабушкинская - Магазины - рукоделие Москвы - Станция метро
История вышивки источник Булочки плюшки московские с сахаром рецепт с фото пошагово
Варежки для ребенка 1, 2 года крючком и спицами, мастер класс Вышивка метрики Дневник glebova_aa : LiveInternet - Российский Сервис Как нарисовать мороженое рожок цветными карандашами-поэтапный урок с фото Как сделать альбом для новорожденного своими руками? Куклы тильды. Продажа, поиск, поставщики и магазины, цены в Беларуси Михаил Зощенко. Возвращенная молодость

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ